Резиновые, резинометаллические уплотнители валов с вращательным движением

post-title

Резиновые уплотнители соединений с вращательным движением предназначены для создания плотности (герметичности) в местах выхода валов и других подвижных элементов из внутренних полостей аппаратов и машин.

Типы резиновых уплотнителей для валов

Из резиновых уплотнителей широкое применение в технике получили резиновые армированные манжеты с различными эластомерными материалами. По сравнению с торцевыми механическими уплотнителями или асбестовыми сальниками они отличаются высокой степенью герметизации и хорошей “следящей” способностью.

Резиновые манжетные уплотнители валов характеризуются большим разнообразием конструкций. Принципиально в каждом из уплотнителей этой группы можно выделить три основных конструктивных элемента:

  • каркасный металлический элемент;
  • упругий элемент (пружина);
  • эластичный уплотнительный элемент.

Каркасный металлический элемент предназначен для фиксации манжеты в корпусе (или в другой неподвижной части машины) и герметизации по месту посадок.

Упругий элемент (обычно браслетная пружина) обеспечивает постоянство контактной нагрузки в уплотняемом зазоре.

Уплотнительный гибкий элемент из эластичного материала обеспечивает герметизацию в контакте с вращающейся деталью.

Из огромного разнообразия конструктивных вариантов резиновых манжетных уплотнителей валов выделены и стандартизованы на международнм уровне шесть основных типов.

Более подробный анализ манжет этих типов показывает, что, по существу, стандартизуются только два основных конструктивных исполнения – однокромочные и однокромочные с пыльником.

В нашей стране на основных заводах РТИ технологический процесс производства манжет наиболее приспособлен для изготовления манжет с обрезиненным каркасом. Поэтому преимущественное распространение получили манжеты с обрезиненным каркасом, что соответствует типам 1 и 4 по стандарту ИСО 6194/1-82. Эти два типа конструкций манжет стандартизованы ГОСТ 8752-79. Манжеты с обрезиненным каркасом обеспечивают наиболее надежную герметизацию по посадке в корпусе.

Наряду со стандартизированными конструктивными типами манжет, достаточно широкое распространение получили некоторые другие исполнения. На рис. 19.30 показаны три типа применяемых конструкций.

nestandartnye-konstrukczii-manzhet.jpg

Рис. 19.30. Нестандартные конструкции манжет

Манжеты типа а обеспечивают эффективную грязезащиту уплотняемых узлов и применяются, например, в редукторах мостов грузовых автомобилей ЗИЛ. Манжеты типа б предназначены для двустороннего уплотнения жидких сред и применяются в гидравлических амортизаторах переднеприводных автомобилей. Манжеты типа в предназначены для уплотнения валов с большими радиальными динамическими биениями.

В массовом объеме в нашей стране и за рубежом производят также тонкокромочные уплотнители резиновых валов. В основном они предназначаются для комплектации шарикоподшипников с одноразовой смазкой. Конструкции таких уплотнений чрезвычайно разнообразны (рис. 19.31).

tipichnye-konstrukczii-rezinometallicheskih-uplotnitelej-dlya-podshipnikov.jpg

Рис. 19.31. Типичные конструкции резинометаллических уплотнителей для подшипников

К группе резинометаллических уплотнителей валов относится также такой массовый тип уплотнителей, как маслоотражательные колпачки стержней клапанов двигателей внутреннего сгорания (рис. 19.32). В принципе, стержни клапанов совершают при работе двигателей возвратно-поступательное движение с возможностью небольших поворотов. Технологически производство этих уплотнителей аналогично производству манжет для валов.

Производство РТИ: уплотнения вала, роторные уплотнения, армированные манжеты и др.         

Широкое применение в технике получили конструкции резиновых манжетных уплотнителей, использующие при эксплуатации гидродинамические эффекты. Для тяжелых режимов эксплуатации резиновых уплотнителей валов необходимо максимальное снижение силы трения и количества генерируемого при этом тепла. В описываемых конструкциях манжет конструктивными приемами реализуется принудительное создание смазывающей и охлаждающей пленки в зоне контакта манжеты с валом. Гидродинамический уплотнитель имеет на контактной поверхности систему организованных выступов и углублений, которые способствуют постоянному присутствию смазки в зоне трения. Кроме того, эти рельефы или “насечки”, используя энергию вращающегося вала, создают гидравлический напор, обратный натеканию уплотняемой среды (рис. 19.33).

uplotniteli-manzhety-19.32-19.35.jpg

Рис. 19.32. Маслоотражательные колпачки для герметизации клапанов. Рис. 19.33. Типичный резиноармированный манжетный уплотнитель с гидродинамическим эффектом: 1 – рабочая кромка; 2 – “насечка”; 3 – рабочая поверхность. Рис 19.34. Манжетные уплотнители с “волновой” и “косой” рабочими кромками. Рис. 19.35. Уплотнительные устройства с резиновыми манжетами торцевого типа для валов.

Для заметного проявления гидромеханического эффекта необходимо, чтобы частота вращения вала составляла несколько тысяч оборотов в минуту. Такие режимы эксплуатации характерны  для интенсивно нагруженных узлов машин. Применение “насечек” особенно полезно, а иногда обязательно, при изготовлении манжет из теплостойких резин – на основе фторкаучуков, акрилатных, силоксановых, которые быстро разрушаются в режиме “сухого” трения. Сочетание теплостойких резин с гидродинамическими рельефами на контактной поверхности манжет позволяет значительно увеличить долговечность манжетных уплотнений при сохранении полной герметичности на многих машинах, двигателях, агрегатах.

Конструкции манжетных уплотнителей для валов с гидродинамическими эффектами действия (“насечками”) очень разнообразны. Конструктивные усовершенствования таких манжет состоят в нанесении на рабочей поверхности различных по форме и количеству рельефов – многозаходные резьбы, винтообразных и синусоидальных ребер, фасонных выступов и впадин и пр.

Другим примером улучшения условий трения в зоне контакта уплотнителя с валом является изменение условий трения в зоне контакта уплотнительной кромки и пружины.

Во многих случаях для обеспечения гидродинамического эффекта с созданием “микрошнека” или других рельефов специальной обработке подвергают также поверхности валов, контактирующие с манжетами.

Эффективность большинства предлагаемых конструктивных мероприятий по созданию манжет с гидродинамическим эффектом действия практически равнозначна.

Несмотря на разнообразие совершенствования конструкции манжетных уплотнителей, преимущественное применение в технике имеют стандартизованные типовые конструкции.

При проектировании манжет очень важно правильно выбрать типовую конструкцию. Кроме того, в пределах каждого типа конструктор должен правильно задать все исплнительные размеры манжет, каркасов и пружин.

Эти манжеты применяются в соответствии с ГОСТ 8752-79, отраслевыми стандартами и приложениями к групповым техническим условиям, содержащих чертежи конструкций и размеры манжет, каркасов и пружин, схемы типовых уплотнительных узлов, требования к сопряженным деталям и местам установки, рекомендации по проектированию пресс-форм, монтажу и эксплуатации уплотнителей. Наибольшее распространение получил отраслевой стандарт ОСТ 38 05146-78 “Манжеты резиновые армированные для валов. Конструкция и размеры”. Перечисленный комплекс конструкторской и нормативно-технической документации обеспечивает основные потребности общего и специального машиностроения в надежных и качественных уплотнениях валов.

Манжетные уплотнители, описанные выше, относятся у уплотнителям радиального действия, так как контактная нагрузка, обеспечивающая герметизацию манжетами такого типа, направлена радиально к оси вала.

В ряде отраслей промышленности применяют манжетные торцевые устройства, преимуществом которых является низкая стоимость и возможность работы при значительных биениях даже при перекосах вала (рис. 19.35).

В отдельных случаях вместо манжетных уплотнителей торцевого типа применяют традиционные армированные манжеты (например, уплотнительные устройства опорных катков поддерживающих роликов и натяжных колес ходовых систем тракторов и других гусеничных машин, а также узлов плугов и других сельхозмашин, непосредственно работающих в грунте). НИИЭМИ совместно с ВНИИМетмаш разработали уплотнительные манжеты торцевого типа для подшипниковых узлов высокоскоростных прокатных станков. Торцевые манжетные уплотнители защищают подшипниковые узлы от проникновения абразива, грязи, воды, окалины и одновременно предотвращают вытекание смазки подшипников наружу.

Области применения резиновых манжетных уплотнителей валов

Резиновые уплотнители по многим эксплуатационным параметрам уступают место механическим торцевым уплотнителям, асбестовым сальниковым набивкам и уплотнителям из других материалов. Так для типовых резиноармированных манжетных уплотнений валов условный критерий PV , выражаемый как произведение давления уплотняемой среды p (кгс/см2) на окружную скорость вала составляет 5-10. Только в специальных случаях для резиновых манжет удается превысить эти предельные значения.

Для механических торцевых уплотнений критерий PV может достигать 500. С учетом сравнительно низкой теплостойкости резин и их недостаточной стойкости ко многим агрессивным средам область применения уплотнителей валов из резины становится все более ограниченной. Несмотря на относительную ограниченность применения резиновых уплотнителей по скоростям,температурам, давлениям и другим параметрам, они являются массовыми изделиями. Их применяют во всех видах транспортных машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и горной технике, станкостроении, узлах гидроприводов и др.

Основные преимущества резиновых манжет для валов обусловлены относительной простотой изготовления и монтажа, компактностью, сравнительной дешивизной и более быстрой способностью к герметизации.

Для расширения традиционных пределах применения резиновых манжет роизводства АиРТИ разработали так называемые “стояночные” манжетные уплотнители для топливных насосов рис. 19.36

konstrukcziya-stoyanochnoj-manzhety.jpg

Рис. 19.36 Конструкция “стояночной” армированной манжеты S-образного типа: 1- пружина; 2 – вал; 3 – ограничитель подъема губки; 4 – каркас манжеты; 5 – опорное кольцо; 6 – пружинное кольцо; 7 – неподвижная опора

S-образная резиновая манжета манжета работает в уплотнительном узле вместе с гидромеханическим уплотнителем (импеллером). При стоянке агрегата в заправленном состоянии и вначале вращения вала манжета обеспечивает герметичность по валу как обычный радиальный уплотнитель. С выходом агрегата на большие частоты вращения манжета за счет действия на уплотнительную кромку центробежных сил открывается и пропускает рабочую среду. При наборе ротором машины высокой частоты вращения, в действие вступает импеллер, который обеспечивает герметизацию при работе агрегата на высоких частотах. Если бы манжета контактировала с валом при таких частотах, то ее рабочай кромка могла бы быстро изнашиваться. Однако контактирование манжеты с валом возникает вновь только при снижении частоты вращения и остановки ротора. При этом гидродинамический уплотнитель (импеллер) перестает действовать, но начинает надежно уплотняться резиновая манжета.

При повторных запусках и остановках вала описанный механизм действия уплотнительного устройства повторяется. Разработанный “стояночный” уплотнитель обеспечивает работоспособность более чем при 100 циклах “запуск-остановка” двигателя. В этом агрегате комбинированный “стояночный ” уплотнитель с резиновой манжетой обеспечивает герметизацию агрегат при значении условного критерия PV около 150. Таким образом, области применения резиновых манжетных уплотнителей валов постоянно расширяются, что достигается как конструктивными приемами, так и разработкой более совершенных эластомерных композиционных материалов для изготовления резиновых типовых манжетных уплотнителей.

Если у Вас возникла потребность в армированных манжетах по ГОСТ 8752, роторных уплотнениях, уплотнениях вала или других РТИ, обращайтесь в компанию АиРТИ по тел. 89967354339 или zakaz@airti.ru наши специалисты всегда рады вам помочь.