Как российский рынок производства и поставок РТИ пережил первый квартал 2021 года.
Первый квартал 2021 года для участников российской отрасли производства и поставок резинотехнических изделий (РТИ) стал настоящей проверкой на прочность. Этот период показал, что серьезной проблемой для любого предприятия может быть не только резкое сокращение заказов, но и их не менее быстрый рост, если он возникает на фоне крайне неблагоприятных и трудно прогнозируемых экономических трендов.
Удар отложенного спроса
Эффект от разгоревшейся в 2020 году пандемии для отечественного рынка производства и поставок РТИ оказался отложенным. Многие компании он буквально застал врасплох. Даже мы при своем 20-ти летнем опыте оказались не совсем готовы к тому, что ждало нас в январе-марте.
Даже в самый пик пандемии (II-III кварталы прошлого года) большинство участников отрасли чувствовали себя вполне уверенно. РТИ – продукция, которая перестанет быть востребованной, только если наступит конец света. Пока промышленность работает, пока действует сельское хозяйство и строятся дороги, будут и заказы. И действительно, почти весь год поставки шли достаточно ровно. Некоторое снижение объема заказов начало ощущаться только в начале IV квартала, в сентябре-октябре. К декабрю наступила уже серьезная просадка – на этом фоне стал расти отложенный спрос который в полной мере реализовался в последние несколько месяцев. С января пошел вал новых тендеров и могу сказать, что с таким перенасыщением заказами мы не сталкивались еще ни разу за 20 лет. Сейчас их глубина почти достигла июля.
Контейнерный кризис
Отложенный спрос на РТИ сформировала начавшая оправляться от кризиса промышленность. Также к его появлению привел так называемый контейнерный кризис, охвативший мировой рынок грузоперевозок. Он возник в начале года на стыке действия нескольких факторов. Во-первых, из-за торгового эмбарго между Китаем и США, в силу которого китайцы стали покупать меньше американской продукции. При этом азиатские товары в США пользуются огромным спросом. Соответственно, контейнеры из Китая приходят в штаты и остаются там: торговым компаниям США невыгодно транспортировать обратно полупустые контейнеры. Во-вторых, Европа (второе главное направление грузоперевозок из Китая) удерживает их из-за локдауна. Импортировать что-либо из Китая стало не только трудно, но и дорого – тарифы на перевозку выросли почти в 4 раза, до $7-8 тыс. за контейнер. Ситуация как на базаре: кто больше готов заплатить за контейнер, тот его и получает.
Однако при чем-тут российские поставщики РТИ с их сравнительно малой долей экспорта? Ответ очевиден, если иметь в виду, что Китай является одним из крупнейших производителей РТИ в мире, и многие отечественные компании, стремясь сэкономить, предпочитали импортировать большие партии этой продукции. Однако в первом квартале спрос с их стороны почти полностью перераспределился на внутренний рынок.
Дефицит сырья
На первый взгляд для нашей отрасли все складывается хорошо. Заказов много, появилась возможность развивать импортозамещение. Так бы и было, но картину портит серьезный рост стоимости сырья, главным образом натурального каучука. С января по март с ценой на сырье творилось нечто невообразимое. Постоянный многолетний тренд – колебание цен в пределах 3-5% раз в полугодие сломался: в первом квартале производители, вслед за курсом каучука на бирже, повышали цены по нескольку раз в месяц. В итоге стоимость килограмма каучука в марте дошла до 2 долларов за килограмм – это рекорд с 2017 года.
Удорожание происходит на фоне дефицита данного вида сырья. Еще в конце прошлого года главные мировые потребители, например, Китай и США, закупали каучук в гораздо более крупных объемах, чем обычно, расширяя запасы в кризис. Свою роль сыграли болезни каучуковых деревьев в Азии в 2019 году, февральское наводнение в Индонезии. В итоге мировые запасы сырья значительно сократились. И все это при общем тренде сокращения производства каучука и других крупнотоннажных полимеров в России. Так, Правительство РФ прогнозирет, что ежегодный объем производства в 2021-2024 гг. снизится в среднем на 20% (в нынешнем году – с 9 до 7 млн тонн). Хотя пока что производители сырья, как и поставщики РТИ, перегружены заказами. Справляются не все, потому что не каждое предприятие имеет достаточно оборотных средств для организации дополнительных производственных линий или быстро увеличить штат сотрудников, способных сразу обеспечивать нужное качество (квалифицированных специалистов в отрасли нужно еще поискать).
Так одновременно с ростом количества заказов у поставщиков сокращается маржа, потому что работа идет в основном по годовым контрактам с фиксированными ценами. Повысить их в одностороннем порядке поставщик не может, как и отказаться от исполнения контракта: это гарантированное попадание в черные списки, огромные репутационные риски и потеря позиций на рынке в будущем.
Что дальше?
Прогнозировать трудно. Но можно предположить, что все описанные тренды сохранятся до конца года. Спрос останется высоким – промышленность будет активно компенсировать последствия прошлогодней приостановки работы и снижения заказов. Ситуация с дорогим сырьем к концу года вряд ли разрешится; скорее всего, перейдет из острой в хроническую стадию. Последствия нескольких месяцев рынок будет расхлебывать долго. Но в любом случае главное – наличие заказов.
По опыту предыдущих кризисов, выживают всегда самые крупные компании. Теперь этого недостаточно – лучше всего на рынке поставок РТИ (как и на многих других промышленных рынках) будут себя чувствовать не только самые крупные, но и самые быстрые участники. Те, кто в предыдущие годы уделял внимание работе над своими бизнес-процессами, товарному запасу и сервису: срокам поставки, отсутствием ошибок при комплектации и упаковке, снижением брака. За 20 лет мы выросли до одной из крупнейших компаний на рынке (у нас 19 филиалов по стране и 1,5 млрд руб. выручки по итогам 2020 года) во многом за счет сервиса. Для нас никогда не было проблемой оперативно, в считанные дни поставить заказчику по срочному запросу партию изделий, даже если их нужно всего 5 штук. Мы привыкли к тому, что многим заказчикам нужны отсрочки платежа и в целом гибкие финансовые условия сотрудничества. В пандемию, пока сидели на карантине, много времени уделили также сервису – проанализировали все моменты, где не дорабатываем, провели работу над ошибками. Без всего этого размер и статус компании не помог бы сохранить клиентов и заказы.
Финансовый план и план продаж в первом квартале пришлось перекраивать на ходу. И тем не менее мы планируем прирасти по выручке, расширить сеть филиалов, организовать второй по счету распределительно-логистического центра площадью 3000 м2 (локация – Подмосковье) и продолжать развивать собственное производство. На эти инвестпроекты заложили еще в начале года 35 млн рублей и пока не спешим пересматривать эту сумму.
Справка: Компания «АиРТИ» основана в 2019 году в Самаре. На сегодняшний день является одним из лидеров российского рынка поставок резинотехнических и асботехнических изделий, а также других полимеров промышленного назначения.